Какая картинка возникает в голове у читателя при слове «зоозащитники»? Околомаргинальная дама с кастрюлей, агрессивно настроенная и не особо рефлексирующая? Или телезвезда, для которой спасение кошек и собак – успешный бизнес? Или активистка неопределенного возраста, бесконечно собирающая на собачек (а заодно и на квартирку в дальнем зарубежье/Подмосковье)? Предлагаем взглянуть на защиту животных другими глазами, ведь спасать можно не только городских питомцев, но и тех, кто по вине человека может умереть в дикой природе.

4643019

В руки человека часто попадают медвежата бурого медведя (Ursus arctos), оставшиеся по разным причинам без матери. Осиротевшие животные не могут выжить самостоятельно: вес новорожденного медвежонка составляет около 500 граммов, и, если их быстро не поместить в тепло, они погибнут. Как правило, судьба животных, попавших к человеку, в подавляющем большинстве случаев складывается трагично – эксплуатация и содержание в неподобающих условиях. Единственным гуманным решением вопроса судьбы осиротевших медвежат является их спасение, реабилитация и возвращение в естественную среду обитания, где они успешно адаптируются, находят территорию для проживания, формируют пары с дикими медведями и воспроизводят потомство. Проект «Спасение, реабилитация и возвращение в естественную среду обитания медвежат-сирот бурого медведя» существует с 1995 года в Тверской области. За 26 лет семья Пажетновых, авторов проекта, выходила и буквально вынянчила сотни косолапых детей из 19 регионов России.

004 4T7A8621 IFAW 1280x853

Медвежата, как правило, поступают в Центр в возрасте от одного дня рождения, и содержатся до достижения возраста 8-9 месяцев, после чего выпускаются в их естественную среду обитания, когда у них все необходимые для адаптации формы поведения и физическое развитие сформированы и гарантируют животному успешное выживание в природе после выпуска.

010 4T7A8636 IFAW 1280x853

Пажетновы охотно делятся своей методикой с учениками – по их системе уже реабилитируют медвежат в Индии и других странах. Из-за того, что медвежата очень социальны, при выхаживании им необходимо не учиться контактировать с людьми, а скорее наоборот, научиться испытывать страх перед двуногими. Тех зверей, которые привыкли к человеку, биологи выхаживать не берутся, к сожалению, это уже готовый материал для зоопарков. После выпуска медвежат на волю «приемные родители» не прощаются с ними — на уши им ставят метки, по которым потом можно отследить судьбу подопечного с помощью фотоловушек. Например, одна из бывших воспитанниц Центра, медведица Нора, живет в лесах Тверской области уже более десяти лет. Она уже принесла семейству Пажетновых несколько «внуков». Выпускают детей, как правило, в том же регионе, где они были подобраны, но возможны варианты: иногда их выпускают там, где необходимо восстановление медвежьей популяции.

13

В данный момент своеобразным «талисманом» организации является крохотная медведица Пужа. Ее, из-за маленького роста и веса, оставили на зиму на территории Центра, где она смогла вырыть себе берлогу и перезимовать без помех. Теперь за «сладким колобочком» Пужей наблюдают все подписчики Пажетновых и не только. Несмотря на малые размеры, медведица ловко лазает по деревьям и ест с аппетитом.

Другим известным спасенным медведем, к сожалению не ставшим воспитанником Центра по причине абсолютного и полного привыкания к человеку, стал приемный сын авиационного полка Мансур. Он был найден на аэродроме в Тульской области и остался жить с летчиками. Куратором, отцом родным и большим другом Мансуру стал лётчик Андрей Иванов. Он и постигал нелёгкую науку взращивания медведей в неволе – от того, чем кормить, до того, где ему жить. В данный момент Мансур проживает на аэродроме Орешково в Калужской области и прекрасно «зарабатывает» на свое содержание (пожертвования от поклонников и продажа сувениров). Мансур – вегетарианец.

Источники: сайт Центра, статьи о Центре, сайт медведя Мансура