Женщины в России привыкли совмещать карьеру с заботой о семье и получать негативные комментарии о своих профессиональных способностях. Рассказываем, что мы узнали из исследования MediaCom об отношении российских женщин к харассменту, чайлдфри и комплиментам

Агентство MediaCom (входит в холдинг GroupM) провело исследование о том, как женщины относятся к новым общественным тенденциям и как воспринимают женские образы в рекламе. В опросе приняли участие более 300 респоденток из крупных городов. Большинству участниц от 30 до 34 лет. 
 
Среди участниц опроса 44% живут с партнером и детьми, 18% — с партнером, а остальные — одни или с родителями, друзьями или ребенком. Подавляющее большинство назвало основным своим приоритетом заботу о детях. На втором месте идет материальное благополучие, на третьем — брак, а следом — забота о здоровье. Политическая и экономическая ситуация волнует респонденток не так много: по популярности этот вариант ответа оказался на втором месте с конца, между модой и спортом.
Чуть меньше половины — 45% опрошенных — совмещают карьеру и семью, и 62% из них не видят в этом сложности. При этом результаты опроса показывают, что, когда дело касается карьерных достижений, женщины регулярно сталкиваются с уничижительными комментариями, касающимися их гендера, и многие считают это проблемым. Например, 44% респонденток сказали, что воспринимают фразу «Ты хорошо справилась несмотря на то, что ты женщина» позитивно. Еще 22% опрошенных оказались равнодушны к таким комментариям, и только 8% заявили, что они им не нравятся. Не сталкивались с подобными высказываниями 25% участниц опроса. Расхожую фразу про «украшение коллектива» слышали в свой адрес 65% женщин, и 43% отнеслись к ней как к комплименту. Недовольны подобными высказываниями оказались всего лишь около 2% респонденток.
 
Чуть лучше обстоит дело с отстаиванием своих границ, когда речь заходит об общественных ожиданиях. 33% опрошенных негативно воспринимают замечания о том, что им пора выйти замуж или завести ребенка. Еще 36% такие комментарии не заботят. Не сталкивались с подобными замечаниями со стороны знакомых 24% женщин.
31% из числа опрошенных никогда не оказывались в ситуации, когда им приходилось бы в одиночку вести хозяйство при наличии партнера. Из тех, кто был в таких отношениях, 27% относятся к подобному распределению ролей позитивно. Резко против такого уклада высказались 18%. Примечательно, что среди респонденток младше 34 лет этот вариант вызывает возмущение уже у 24%.
 
Всего 19% участниц опроса никогда не сталкивались с менсплейнингом, 30% относятся к этому явлению негативно. Еще 38% менсплейнинг не задевает, а 13% женщин считают его приятным.
 
Одновременно 39% респонденток негативно относятся к движению #MeToo и другим движениям против харассмента и насилия. Чуть меньше процент таковых среди женщин до 34 лет — 30%. Поддерживают такие движения 42% женщин в целом по России. 88% опрошенных, однако, поддерживают принятие закона о профилактике домашнего насилия.
 
Отношение к чайлдфри оказалось очень разным в разных возрастных категориях респонденток: в среднем 61% женщин настроены против этого явления, но среди тех, кто младше 34 лет, таковых уже 44%. Право на аборт при этом поддерживают 55% опрошенных вне зависимости от возраста.
Около 50% женщин негативно относятся к использованию феминитивов, 54% против того, чтобы женщина предлагала заплатить за себя на свидании, и 43% — против движения за бодипозитив. Тех, кто поддерживает эти явления, 20%, 18% и 29% соответственно.
Лишь 19% опрошенных в среднем по России и 24% респонденток до 34 лет заявили, что поддерживают феминизм. Негативно к феминизму относятся 42% респонденток, и еще 37% он не волнует.
 
Что касается условий на работе, половина респонденток заявила, что не сталкивалась с неравной оплатой своего труда по сравнению с мужчиной. 31% женщин оказались бы недовольны, узнав, что им платят меньше, чем коллеге мужского пола. Считают зарплатную дискриминацию нормальной только 5% опрошенных.
В среднем 41% участниц опроса выступают за сохранение списка запрещенных для женщин профессий и 40% — за его отмену. Однако среди участниц младше 34 лет за список высказались только 29%.
 
26% женщин заявили, что они против того, чтобы их непосредственным начальником или СЕО компании, в которой они работают, была женщина. За такой вариант высказалось, однако, больше — 34%. Но подавляющему большинству — 40% — все равно. Видеть президентом России женщину не готовы уже 36% респонденток — против 33% тех, кто хотел бы этого.
 
Отвечая на вопросы об использовании женских образов в рекламе, подавляющее большинство (67%–71%) крайне негативно высказались о сексуализированных женских образах в рекламе товаров, рассчитанных для мужчин, а также о рекламе с двойным смыслом и сексуальным подтекстом. Тематика бодипозитива и образы сильных и независимых женщин в рекламе нравится более молодой части аудитории — за высказались 51% респонденток от 18 до 34 лет. И независимо от возраста большинству нравится реклама, где показана традиционная семья. Также в категорию «безопасных» попала реклама с женщинами старше 55 лет и женщинами модельной внешности.
 
fem
 
Источник